Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ

 

  • Как слышат звуки и речь взрослые и дети с нарушениями слуха
  • Слуховые аппараты
  • Ушной вкладыш слухового аппарата
  • Когда человеку нужен слуховой аппарат
  • Слухопротезирование (подбор и настройка слухового аппарата)
  • Как ухаживать за слуховым аппаратом
  • Как получить максимальную пользу от слухового аппарата

- советы взрослым пациентам с нарушенным слухом

- советы родителям ребенка с нарушенным слухом

 

Как слышат звуки и речь взрослые и дети с нарушениями слуха

Главная проблема слухового восприятия большинства детей и взрослых с нарушениями слуха в том, что звуки слышатся тихими или не слышны совсем. Даже при слабых и умеренных потерях слуха (I и II степень) речь слышится неразборчиво, т.к. человек не слышит часть согласных звуков. Чаще это тихие и высокочастотные согласные, такие как [с], [ц], [ф], [х], [п]. При III и IV степени и тем более при глухоте человек не слышит даже громкие звуки, если источник звука далеко. 

У людей с нарушенным слухом есть и другие особенности восприятия звуков:

- они плохо слышат различия между звуками, что также ухудшает разборчивость речи («я слышу, но не понимаю»);

- им трудно различать голоса людей;

- им трудно понимать речь в шуме, в помещениях с сильным отражением звуков;

 - им трудно понимать речь при общении с несколькими говорящими;

- им трудно определить, откуда идет звук;

- у многих людей снижение слуха сочетается с ушным шумом;

- у некоторых людей повышена чувствительность к громким звукам, поэтому, хотя они не слышат тихих звуков, очень громкие звуки могут вызывать у них неприятные ощущения.

К счастью, большинству взрослых и детей с нарушенным слухом помогают слуховые аппараты. 

 

Слуховые аппараты

Слуховой аппарат (СА)— это устройство для усиления речи и других звуков.            В состав слухового аппарата входят:

- микрофон (улавливает звуки и преобразует их в электрические сигналы);

- усилитель (усиливает звуки);

- телефон (преобразует усиленные электрические сигналы обратно в звуки);

- элементы управления (служат для регулировки громкости и изменения настроек слухового аппарата);

- батарейки или аккумуляторы (питают слуховой аппарат) (рис.1).

 

 

Рисунок 1. Основные компоненты слухового аппарата

(Из книги: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

 

В зависимости от расположения на теле пациента слуховые аппараты делят на (рис.2):

- слуховые аппараты - заушина

- внутриушные слуховые аппараты

- карманные слуховые аппараты

- имплантируемые слуховые аппараты

- слуховые аппараты костного проведения

- слуховые аппараты в очковой оправе

Слуховой аппарат -заушина располагается за ухом пациента. Это самый распространенный тип слуховых аппаратов. Такие аппараты рассчитаны на разные, в том числе очень тяжелые степени снижения слуха.

Внутриушные слуховые аппараты располагаются в ушной раковине или в наружном слуховом проходе. Они бывают разных размеров. Самые маленькие внутриушные слуховые аппараты располагаются глубоко в слуховом проходе и не видны. Внутриушные слуховые аппараты предназначены для пациентов с 1-3 степенью тугоухости.

Имплантируемые слуховые аппараты располагаются в среднем ухе или в височной кости. Аппараты этого типа используют пациенты, которые по какой-то причине не могут носить слуховые аппараты-заушина или внутриушные слуховые аппараты (пациенты с аномалией развития ушной раковины, наружных слуховых проходов, хроническими отитами). Имплантируемые слуховые аппараты рассчитаны на 1-3 степень снижения слуха.  

Слуховые аппараты костного проведения также предназначены для людей, которые не могут носить слуховые аппараты -заушина или внутриушные слуховые аппараты. Такие аппараты проводят усиленные звуки по костям черепа и удерживаются на голове с помощью обруча или банданы.

 

 

Рисунок 2. Типы слуховых аппаратов

(Из книги: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

 

Слуховые аппараты бывают:

-    аналоговыми  — в них звуки преобразуются в электрические сигналы и за­тем усиливаются. 

- цифровыми  — в них осуществляется цифровая обработка и усиление звуков, улучшающая качество речи, параметры настройки контролируются вмонтированным микрочипом, настройка производится с помощью компьютера. Это самые распространенные слуховые аппараты благодаря высокому качеству передаваемой речи, широким возможностям точной настройки в соответствии с индивидуальной аудиограммой, возможности компенсации слуховых потерь разной степени. 

Слуховые аппараты предназначены для людей с разной степенью снижения слуха и в зависимости от максимального уровня усиления звука аппараты бывают:

-  слабой мощности —  предназначены для людей с I–II степенью тугоухости;

-  средней мощности — предназначены для людей со II–III степенью тугоухости (усиление 40–60 дБ);

- мощные  — предназначены для людей с III–IV степенью тугоухости (усиление 60–70 дБ);

- супермощные  — предназначены для людей с IV степенью тугоухости и глухотой (усиление более 70 дБ). 

 

Ушной вкладыш слухового аппарата

Слуховой аппарат-заушина включает также трубку и крючок (рожок), которые соединяют слуховой аппарат и ушной вкладыш. Усиленный звук из слухового аппарата поступает в ухо через крючок, звукопроводящую трубку и ушной вкладыш.

Ушной вкладыш:

• передает звук от слухового аппарата к барабанной перепонке;

• фиксирует слуховой аппарат на ухе пациента;

• улучшает звучание речи. 

Существуют стандартные (по форме напоминают маленький гриб, их так и называют — «грибок») и индивидуальные (изготовлены по слепку слухового прохода пациента) ушные вкладыши (рис. 3). 

 

Рисунок 3. Слуховой аппарат заушина со стандартным и индивидуальным вкладышем

(Из книги: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

Индивидуальные ушные вкладыши могут иметь разную форму (рис.4).

 Типы вкладышей слуховых аппаратовТипы вкладышей слуховых аппаратов

Рисунок 4. Типы ушных вкладышей в зависимости от формы  и типа слухового аппарата

(Из книги: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

Выбор формы вкладыша зависит от мощности слухового аппарата, возраста пациента, размера и формы слухового прохода пациента, особенностей аудиограммы и других факторов.

Только индивидуально изготовленный ушной вкладыш по размеру и форме может точно соответствовать слуховому проходу пациента. Если вкладыш неплотно прилегает к стенкам слухового прохода, то при ношении слухового аппарата возникает громкий свист, мешающий человеку слышать. Некачественный вкладыш может искажать звуки, вызывать болезненные ощущения в ухе, и поэтому человек будет отказываться носить слуховой аппарат.

 

Когда человеку нужен слуховой аппарат

Большинство пациентов, у которых снижение слуха произошло во взрослом возрасте, чувствуют потребность в слуховых аппаратах при порогах слуха 40–50 дБ. У детей развитие речи нарушается даже при порогах слуха 20–25 дБ. Поэтому во всем мире врачи рекомендуют детям использовать слуховые аппараты при двустороннем снижении слуха на 30 дБ и больше (рис. 5).

Современные данные доказывают, что детей с тугоухостью и глухотой нужно слухопротезировать как можно раньше. При врожденной тугоухости II–IV степени и глухоте оптимальный возраст для слухопротезирования — 2–4 месяца. В этом случае развитие ребенка даже с большой потерей слуха приближается к нормальному. 

Сейчас слуховые аппараты также рекомендуют носить и детям со стойким односторонним снижением слуха более 40 дБ, чтобы обеспечить бинауральный слух, и благодаря этому улучшить их восприятие речи в шуме и способность определять, откуда идет звук. 

При тяжелых потерях слуха (более 90 дБ) даже супермощные слуховые аппараты могут оказаться неэффективными для восприятия речи. Такому пациенту возможность слышать может обеспечить кохлеарный имплант.

 

Рисунок 5. Бланк аудиограммы с зонами слухопротезирования

(Из книги: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

Слухопротезирование

Слухопротезирование – это процесс подбора и настройки слухового аппарата пациенту с нарушенным слухом, чтобы он мог комфортно воспринимать окружающие звуки и речь в разных условиях. Слухопротезирование обычно также включает изготовление индивидуального ушного вкладыша для слухового аппарата.

Слухопротезирование пациента с нарушенным слухом включает:

1)  определение типа и степени нарушения слуха, получение аудиограммы;

2) подбор модели слухового аппарата;

3) изготовление индивидуального ушного вкладыша;

4) первичную настройку слухового аппарата с индивидуально изготовленным вкладышем в соответствии с аудиограммой пациента;

5) коррекцию настройки параметров слухового аппарата по ощущениям пациента, а у детей по наблюдениям родителей и сурдопедагога. 

 

При двухстороннем снижении слуха, как правило, рекомендуется носить 2 слуховых аппарата (бинауральное слухопротезирование). Некоторым пациентам (например, при большой разнице в порогах слуха на правом и левом ухе)  рекомендуется использование 1 слухового аппарата (монауральное слухопротезирование).

Подбор и настройка слуховых аппаратов производится врачом-сурдологом по аудиограмме. Для настройки слухового аппарата важны также данные о порогах дискомфорта — уровнях звука, которые вызывают неприятные ощущения. 

Аналоговые слуховые аппараты настраиваются с помощью регуляторов и/или триммеров. Цифровые и программируемые слуховые аппараты настраиваются с помощью компьютера.

При слабых и средних потерях слуха уже при первой настройке слухового аппарата устанавливается усиление, необходимое пациенту.

При слухопротезировании взрослых пациентов со значительными потерями слуха или большой длительностью тугоухости, маленьких детей с врожденной потерей слуха усиление на слуховом аппарате увеличивается постепенно, чтобы пациент привык к новым ощущениям. Параметры настройки слуховых аппаратов корректируются при повторных визитах к врачу.

Врач объясняет пациенту и его близким график ношения слуховых аппаратов на этапе адаптации. При слухопротезировании детей врач консультирует родителей, как наблюдать за реакциями ребенка на звуки в слуховых аппаратах.

Как правило, для взрослых график ношения слуховых аппаратов на этапе адаптации имеет такую схему:

-         1-ый день - слуховые аппараты один час включены, один час выключены.

-         2-й день - слуховые аппараты два часа включены, один час выключены.

-         3-ий день - слуховые аппараты три часа включены, один час выключены.

-         И так далее, до тех пор, пока человек не сможет комфортно пользоваться слуховыми аппаратами в течение всего дня.

Для детей:

-     в первую неделю рекомендуется включать слуховые аппараты на 15–30 минут 3-4 раза в день.

-     во вторую неделю ребенок носит слуховые аппараты по 30-40 мин. 3-4 раза в день.

-     на третьей неделе ребенок носит слуховые аппараты по 1 часу 3-4 раза в день.

-     на четвертой неделе ребенок носит слуховые аппараты по 1,5-2 часа 3-4 раза в день.

-     через месяц ребенок носит слуховые аппараты все время бодрствования.

Настройку слуховых аппаратов у тугоухих детей, имеющих сопутствующие тяжелые неврологические нарушения, проводят более постепенно, поскольку у них высокая вероятность сочетания сенсоневральной тугоухости и центральных расстройств слуха. У таких детей реакции на звуки в слуховых аппаратах могут развиваться медленнее. 

Пациентам, прежде всего детям, для улучшения адаптации к слушанию в слуховых аппаратах рекомендуется заниматься с сурдопедагогом. Во время занятий у пациента развивается умение слушать в слуховых аппаратах и выбираются оптимальные режимы настройки аппарата. Этот процесс может занимать несколько недель или месяцев. 

Настройку слуховых аппаратов надо периодически проверять и при необходимости перенастраивать:

-     через 1 месяц после начальной настройки;

-     каждые 2–3 месяца после этого в течение первого года;

-     каждые 6 месяцев до пятилетнего возраста;

-     ежегодно после 5 лет. 

Если у пациента отмечено колебание или ухудшение слуха, а у ребенка к тому же отсутствует прогресс в слуховом и речевом развитии, то контроль настройки слуховых аппаратов осуществляется чаще. 

 

Как ухаживать за слуховым аппаратом

Как правильно надеть слуховой аппарат

–     Надевайте слуховые аппараты в выключенном состоянии, чтобы избежать возникновение резкого свиста, возникающего при надевании включенного аппарата.

–     Вставляйте вкладыш слухового аппарата в ухо очень осторожно, чтобы не причинить болезненных ощущений. При надевании аппаратов ребенку боль может испугать его, и он долго будет бояться надевать аппараты.

–     Чтобы облегчить установку вкладыша в ухо, смажьте вкладыш небольшим количеством специального крема (его можно купить в центре слухопротезирования). В крайнем случае, можно использовать детский крем. Следите, чтобы крем не попал в отверстия вкладыша – звуковод и вентильный канал, если он есть во вкладыше.

–     Возьмите канальную часть ушного вкладыша большим и указательным пальцами.

–                   Слегка наклоните голову и аккуратно разместите длинный отросток вкладыша внутри слухового прохода. Чтобы упростить вставление вкладыша, свободной рукой слегка оттяните ушную раковину так, чтобы слуховой проход немного расширился и выпрямился. Попросите слухопротезиста показать вам, как это делать. Сделайте это под его наблюдением.

–     После этого осторожным вращательным движением введите вкладыш глубже в слуховой проход.

–     Расположите слуховой аппарат за ухом (своим или ребенка, если надеваете ребенку), стараясь не перекрутить соединительную трубочку слухового аппарата.

–     Включите слуховой аппарат. Произнесите: «Па-па-па» и послушайте звучание голоса. При надевании слуховых аппаратов ребенку привлеките его внимание ребенка к своему голосу и лицу в момент произнесения.

–     Через 10-15 мин. увеличьте громкость в слуховых аппаратах до нужного уровня с помощью регулятора, если в аппаратах есть такая возможность.

У маленьких детей функцию регулирования громкости часто отключают, чтобы при случайном переключении регулятора не изменилась громкость. Уточните возможности изменения усиления слуховых аппаратов у своего слухопротезиста.

Как правильно снимать слуховой аппарат

–          Выключите слуховой аппарат. Для этого откройте батарейный отсек. В некоторых моделях слуховой аппарат можно выключить регулятором на его корпусе.

–          Осторожно выньте ушной вкладыш из слухового прохода.

–          Снимите слуховой аппарат с уха. При снятии аппарата удерживайте пальцами вкладыш, а не трубочку или рожок аппарата.

Как проверить работает ли слуховой аппарат

–          Первый способ: возьмите слуховой аппарат в ладонь, включите его, накройте аппарат другой ладонью сверху и послушайте, есть ли характерный звук «свист» (обратная акустическая связь). Исправный слуховой аппарат должен «свистеть».

–          Второй способ: поднесите слуховой аппарат к своему уху и послушайте звучание своего голоса.

–          Если свиста нет или появляются искажения голоса, то следует поменять батареи. Убедитесь, что срок годности батареек не истек, и они правильно вставлены.

–          Если это не помогает, то отсоедините слуховой аппарат от трубочки с ушным вкладышем и снова накройте включенный аппарат ладонями. Если свиста нет, то проблема в самом аппарате и необходимо обратиться к специалисту. Если свист появился, значит, дело во вкладыше. Звуковод вкладыша может быть забит серой или каплей жидкости. Вкладыш необходимо почистить.

Как ухаживать за слуховым аппаратом

–               Оберегайте слуховой аппарат от пыли, влаги, ударов.

–               Протирайте слуховой аппарат мягкой сухой тряпочкой каждый раз, как только сняли его с уха.

–               Сняв слуховой аппарат, откройте батарейный отсек и положите аппарат в коробочку. Батарейку можно не вынимать. Воздух просушит слуховой аппарат изнутри. Всегда держите батарейный отсек открытым, когда не носите слуховой аппарат. Это продлит его работу.

–               Для просушки слухового аппарата лучше использовать специальную сушильную камеру, в которую аппарат кладут на ночь. Ее можно приобрести в центре слухопротезирования. Это особенно важно, если пользователь слухового аппарата сильно потеет или вы живете во влажном климате.

–               Храните коробочку с слуховым аппаратом в прохладном сухом месте. Не нагревайте слуховой аппарат и не располагайте близко к батареям отопления.

Элементы питания (батарейки) для слуховых аппаратов

–                   Используйте только батарейки, предназначенные для слуховых аппаратов.

–                   В слуховых аппаратах используют воздушно-цинковые батарейки, поверхность которых заклеена защитной пленкой для увеличения срока их хранения. С этой наклейкой батарейка хранится долго. Перед тем, как поместить батарейку в аппарат, необходимо снять эту защитную наклейку, и батарейка активируется. Следует подождать 1-2 минуты и только после этого можно вставлять новую батарейку в аппарат.

–                   Сняв наклейку, не наклеивайте ее повторно, батарейка уже активировалась, ее необходимо использовать. Поэтому снимайте защитную наклейку только перед тем, как вставить батарейку в аппарат, иначе она разрядится сама уже через 4 недели.

–                   Срок службы батарейки зависит от продолжительности использования слухового аппарата в течение дня и от мощности слухового аппарата. В среднем их хватает на 3-4 недели. Срок службы батарейки в вашем случае уточните у врача-сурдолога.

–                   Храните батарейки в недоступном для детей месте. Если ребенок проглотил батарейку, немедленно обратитесь к врачу.

 

Почему слуховой аппарат свистит?

Слуховой аппарат в ухе пациента не должен свистеть. Свист возникает при неплотном прилегании вкладыша к стенкам слухового прохода. В этом случае звук, усиленный слуховым аппаратом, попадает обратно в слуховой аппарат (акустическая обратная связь). Возможные причины этого:

  1. Неправильно вставлен вкладыш. Что делать? – Поправить вкладыш.
  2. Смещение вкладыша в ухе при движениях (при еде, смехе, движениях головы), при надевании шапки. Что делать? – Поправить вкладыш.
  3. Из-за некачественного изготовления вкладыша. Что делать? – Переделать вкладыш.
  4. Увеличение размера слухового прохода по мере роста ребенка. Что делать? – Сделать новый вкладыш. У детей до 3-х лет это надо делать не реже, чем раз в полгода.

Особенно часто свист слухового аппарата возникает у маленьких детей, т.к. их ухо быстро растет, они очень подвижны и не могут сами контролировать правильное положение вкладыша Чем больше потеря слуха, тем большее усиление устанавливается в слуховом аппарате, тем выше вероятность возникновения свиста.

Уход за ушным вкладышем

Ушные вкладыши надо регулярно чистить - 1-2 раза в неделю. В его отверстия забивается сера, грязь.Это приводит к ослаблению и искажению звуков, передаваемых в ухо.

–     Аккуратно отсоедините трубочку, соединяющую ушной вкладыш и слуховой аппарат, от рожка слухового аппарата.

–     Промойте ушной вкладыш и соединительную трубочку в проточной воде. Сам слуховой аппарат мыть нельзя!

–                   Поместите ушной вкладыш и соединительную трубку в стакан с мыльным раствором. Оставьте их в воде на 10 минут или больше, чтобы устранить грязь и ушную серу.

–                   Промойте ушной вкладыш с трубочкой проточной теплой водой.

–                   Высушите вкладыш и трубочку.

–                   Для просушки звуковода вкладыша и трубочки пользуйтесь специальной грушей для продувания. Вставьте кончик груши в соединительную трубочку и продувайте ее, пока все остатки влаги не испарятся.

–                   Если вкладыш имеет вентильный канал, его также продуйте и проверьте, что нет остатков влаги.

–                   На ночь положите вкладыш с трубочкой на мягкую, сухую ткань или в сушильную камеру. Отверстие звуковода вкладыша должно быть обращено вниз, чтобы устранить все остатки влаги.

–                   Перед тем, как присоединить трубку с вкладышем к слуховому аппарату необходимо проверить, что они абсолютно сухие. Влага блокирует прохождение звука в ухо.

–                   Никогда не вставляйте ватные палочки, зубочистки или другие острые предметы в ушной вкладыш. Используйте для этого специальные кисточки или леску.

–                   Для ухода за слуховым аппаратом и вкладышем лучше пользоваться специальными материалами: камера для очистки, растворы (пена, таблетки) для очистки, камера для сушки, груша для продувания, кисточки для чистки, чистящая ручка, таблетки для сушки, чистящие влажные салфетки, специальный крем, леска для трубочки, 3% перекись водорода; устройство для проверки батареи (тестер). Их можно купить в центре слухопротезирования.

Ушной вкладыш надо регулярно заменять. В большинстве случаев взрослые и подростки носят индивидуальные вкладыши несколько лет. Стандартные резиновые вкладыши быстро высыхают, твердеют, их надо менять через несколько месяцев. У маленьких детей ухо быстро растет, поэтому вкладыши надо менять чаще. У детей до 3 лет индивидуальные вкладыши меняют через каждые 6 месяцев.

Замена слуховой трубочки. Слуховая пластиковая трубочка должна быть мягкой и упругой. Если она пожелтела или стала жесткой, ее следует заменить. Как правило, это рекомендуется через несколько месяцев. 

 

Как получить максимальную пользу от слухового аппарата

Советы взрослым пациентам с нарушенным слухом

После того, как врач-сурдолог подберет и настроит вам слуховые аппараты, попросите его  показать, как надевать и снимать слуховой аппарат, регулировать, менять батареи, ухаживать за аппаратами. Обязательно проделайте это сами под его наблюдением.

У пожилого пациента или пациента с двигательными проблемами это должны сделать его родственники, которые в дальнейшем будут помогать управляться с слуховым аппаратом пациенту, по крайней мере, в первое время.

Уточните у врача график ношения слуховых аппаратов, обеспечивающий постепенную адаптацию к ним. Если сразу носить слуховые аппараты целый день, то вы можете уставать, может заболеть голова от звуков, которые первое время могут казаться непривычно звучащими и громкими. Как правило, график имеет такую схему:

  1. Первый день - слуховые аппараты один час включены, один час выключены.
  2. Второй день - слуховые аппараты два часа включены, один час выключены.
  3. Третий день - слуховые аппараты три часа включены, один час выключены.
  4. И так далее, до тех пор, пока вы не сможете комфортно пользоваться слуховыми аппаратами в течение всего дня.

Желательно, чтобы с вами провел несколько занятий по тренировке восприятия речи в слуховых аппаратах сурдопедагог. Если такой возможности нет, то можно попросить родственника заниматься с вами по 25-30 мин. читая вслух знакомую, лучше детскую книгу. Ваша задача - слушать каждое предложение и повторить его. Важно также прислушиваться и сравнивать звучание разных окружающих бытовых звуков.

Это поможет привыкнуть вам к новым ощущениям, подобрать оптимальное усиление (режим) при прослушивании речи в тишине и шумных условиях. В этом особенно нуждаются пожилые люди и дети, пациенты с большой потерей слуха. Если человек долго не слышал,  то он привыкает к слуховым аппаратам дольше.

Настройка слуховых аппаратов может потребовать нескольких визитов к врачу на протяжении нескольких недель. Во время каждого последующего визита рассказывайте о своих ощущениях при восприятии разных звуков и речи врачу-слухопротезисту. Это позволит ему лучше настроить слуховые аппараты.

3-месячный и 6-месячный контрольные визиты. Рекомендуется прийти к врачу через 3 и 6 месяцев после первой настройки, чтобы уточнить параметры настройки слуховых аппаратов. Часто требуется перепрограммирование цифрового слухового аппарата для более тонкой настройки, т.к. с опытом многие пациенты могут более точно объяснить свои ощущения врачу.

Ежегодный контроль. Рекомендуется ежегодно проводить проверку слуха (тональную аудиометрию), т.к. слух может ухудшаться. Это потребует перенастройки слуховых аппаратов.

У части пациентов слуховые аппараты не обеспечивает полное восстановление разборчивости речи из-за наличия у них центральных расстройств слуха. В этом случае у пациента, хотя он, безусловно, слышит лучше, сохраняются определенные трудности восприятия речи, особенно быстрой и в шумных условиях. Поэтому важно также следовать следующим рекомендациям:

- при общении старайтесь встать так, чтобы видеть лицо говорящего;

- попросите собеседника говорить не быстро;

- если вы не поняли собеседника, попросите его повторить сказанное более четко и медленнее, сказать это же другими словами;

- старайтесь общаться с людьми в тихих условиях;

- располагайтесь ближе к собеседнику. Если вы используете один слуховой аппарат, встаньте так, чтобы собеседник стоял со стороны аппарата.

 

Советы родителям по адаптации ребенка к слуховым аппаратам[1]

После того, как врач-сурдолог подберет и настроит слуховые аппараты ребенку, попросите врача показать вам, как надевать и снимать слуховые аппараты, регулировать, менять батареи, ухаживать за аппаратами. Обязательно проделайте это сами под его наблюдением.

Маленький ребенок не понимает, зачем ему нужен слуховой аппарат. К тому же, слуховые аппараты в первое время вызывают у ребенка определенный дискомфорт от наличия постороннего предмета в ухе, непривычные ощущения от новых звуков, неприятные ощущения от громких и резких звуков. Поэтому важно постепенно приучать ребенка использовать слуховые аппараты.

-                   Чтобы приучить ребенка к присутствию в ухе ушного вкладыша, за несколько дней до надевания слуховых аппаратов днем на 15-20 минут вкладывайте в уши ребенку стандартный ушной вкладыш.

-                   Чтобы не испугать ребенка новыми звуками, врач-сурдолог увеличивает усиление слуховых аппаратов постепенно - в 2 (для детей со средней потерей слуха) или 3 (для детей с большой потерей слуха) этапа. Сначала врач устанавливает небольшое усиление в слуховых аппаратах. При следующих встречах (обычно с интервалом 1-2 недели) он увеличивает усиление слуховых аппаратов в соответствии с вашими наблюдениями и наблюдениями сурдопедагога за реакциями ребенка на звуки в аппаратах.

-                   Чтобы ребенок не уставал от новых ощущений, первые дни ребенок носит слуховые аппараты не постоянно, а по 15-30 минут 3-4 раза в день. В течение 2-4 недель постепенно увеличивайте время ношения слуховых аппаратов. Обычно увеличивают до 30-40 мин. 3-4 раза в день на 2-й неделе, до 1 часу 3-4 раза в день на 3-ей неделе, до 1,5-2 часа 3-4 раза в день на 4-й неделе. По мере привыкания ребенок должен носить слуховые аппараты все время бодрствования. Попросите врача-сурдолога, настраивающего слуховые аппараты, написать график их ношения в период адаптации для вашего ребенка.

-                   Чтобы ребенок быстрее понял, что со слуховыми аппаратами он слышит ваш голос,наденьте их ребенку, улыбнитесь, привлеките его внимание к вашему лицу и произнесите отчетливо «Па-па-па». Побудите его повторить звуки, пошевелить губами. Делайте это каждый раз, когда надеваете ребенку слуховые аппараты. Это поможет ребенку осознать, что он слышит в слуховых аппаратах, запомнить вашу артикуляцию и звуки, позволит ему быстрее научиться слышать и произносить звуки.

-                   Чтобы ребенок быстрее понял, что в слуховых аппаратах он слышит СВОЙ ГОЛОС,побудите ребенка издать какой-нибудь звук – засмеяться, пролепетать что-то. В слуховых аппаратах ребенок слышит свой голос, он начинает произносить больше звуков, осознает, что он слышит себя. Улыбайтесь, повторите звук, который он произнес, похвалите его за произнесенный звук.

-                   Чтобы ребенок быстрее понял, что в слуховых аппаратах он слышит много звуков и они РАЗНЫЕ и очень интересные,давайте ему послушать разные звуки, поиграть в игрушки и предметы, которые издают звуки при движении (погремушки, игрушки-пищалки, колокольчики, связки ключей, телефон, музыкальную шкатулку и др.). Давайте ему самому поиграть с этими предметами. Включите музыку (не очень громко), с выразительной мимикой скажите ребенку: «Ой, слышишь - музыка. Ля-ля-ля».

-                   Чтобы не испугать ребенка громкими звуками в слуховых аппаратах, старайтесь избегать слишком громких, резких звуков. Они могут вызвать неприятные ощущения, и он может отказаться носить слуховые аппараты.

-                   Чтобы у ребенка слуховые аппараты ассоциировались с приятными ощущениями, надевая их ребенку, выражайте интерес и восхищение аппаратами и ребенком в слуховых аппаратах. Если он не хочет надевать слуховые аппараты, выразите огорчение, наденьте аппараты на себя и изобразите как это хорошо! Первое время, если ребенок утром капризничает, немного подождите, пока он успокоится, покормите, поиграйте с ним и, когда настроение у него улучшится, наденьте слуховые аппараты. Показывайте ребенку, как вы цените, бережете, ухаживаете за его слуховыми аппаратами, это со временем сформирует у него такое же отношение к ним.

-                   Чтобы ребенок не снимал слуховые аппараты, можно надевать ему легкую шапочку. Детям постарше можно надевать бандану, чтобы лучше удерживать слуховые аппараты на голове при движениях.

-                   Чтобы ребенок не уронил, не потерял и не повредил слуховые аппараты,используйте специальные детские крепления для слуховых аппаратов (кольца, цепочки, специальный пластырь для фиксации слуховых аппаратов). Они лучше удержат аппараты на ухе или одежде ребенка, не упадут на пол, и ребенок случайно не наступит на них. Их можно приобрести в центре слухопротезирования.

Наблюдайте за реакциями ребенка в слуховых аппаратах на тихие и громкие, высокие и низкие звуки.

Отмечайте в Дневнике слухопротезирования, есть ли у ребенка дискомфортные реакции на громкие звуки (какие), интересуется ли он звуками (какими), прислушивается ли он к тихим звукам (каким), другие изменения в его поведении.

Сообщайте врачу-сурдологу и сурдопедагогу об этих реакциях.

Это поможет правильно настроить слуховые аппараты, быстрее научить ребенка слышать, понимать и говорить.

 

Какие изменения в поведении ребенка можно ждать после того, как он начал носить слуховые аппараты?

  1. Ребенок становится настороженным. Он как бы чувствует, что что-то изменилось, но не понимает, что происходит.
  2. Ребенок интересуется разными звуками, в том числе тихими и удаленными, на которые раньше не обращал внимания.
  3. Ребенок произносит больше звуков. Благодаря слуховым аппаратам он начал слышать свой голос и ему нравится с ним играть.
  4. Ребенок становится беспокойным, капризничает, плохо засыпает. Это происходит из-за того, что благодаря слуховым аппаратам звуки и речь стимулируют его мозг, который раньше не получал этой стимуляции. Это характерно для первых недель использования слуховых аппаратах. Для решения этих проблем усиление слуховых аппаратов и длительность его использования увеличивают постепенно.
  5. Ребенок становится более спокойным. Это характерно для детей старше года – они начинают слышать голос взрослого, его интонацию и, поэтому им становится легче ориентироваться в окружающей обстановке.

Привыкание ребенка к слуховым аппаратам у детей до года обычно происходит в течение 1 мес. У детей старше года может занимать несколько месяцев. Взрослые должны быть терпеливыми и настойчивыми, чтобы приучить ребенка носить слуховые аппараты постоянно. Но если мы все делаем правильно, то ребенок настолько привыкает к слуховым аппаратам, что утром сам просит их надеть, не хочет их снимать.

Если ребенок снимает слуховой аппарат

Возможны несколько причин, по которым ребенок снимает или не хочет носить слуховые аппараты.

  1. Ребенок может сбрасывать слуховой аппарат, если вкладыш вызывает болезненные ощущения.

Как это проверить? Снимите слуховой аппарат и осмотрите ушную раковину ребенка. Если там есть покраснения или вдавления, то, скорее всего, проблема во вкладыше. Попробуйте надеть ребенку выключенный слуховой аппарат, пусть он его поносит, а потом включите. Если он не снимает выключенный аппарат, то проблема не во вкладыше.

  1. Ребенок снимает слуховые аппараты, потому что они плохо настроены. Чаще всего это происходит, если в слуховых аппаратах слишком большое усиление и ребенку неприятны громкие звуки.

Как это проверить? Если ребенок носит выключенный слуховой аппарат, но пытается снять, когда слуховой аппарат включают, то попробуйте уменьшить усиление на аппарате с помощью регуляторов, если в аппарате есть такая возможность. Понаблюдайте за ребенком, возможно уменьшение усиления обеспечит ребенку комфортное восприятие звуков в слуховых аппаратах. Помните, что после выключения слухового аппарата при его включении восстанавливается усиление, которое установил врач. В любом случае, если ребенок снимает включенный слуховой аппарат при рекомендованном усилении, надо проверить настройку слухового аппарата у врача-сурдолога.

  1. Ребенок может отказаться носить слуховые аппараты, если у него заболели уши или он заболел и плохо себя чувствует.

Что делать? Если у ребенка болят уши, то вкладыш слухового аппарата может усиливать болезненные ощущения. Поэтому лучше снять слуховой аппарат и срочно показать ребенка ЛОР-врачу. При выявлении воспалительного процесса пройти курс лечения, чтобы ребенок как можно быстрее стал опять носить слуховые аппараты. Если ребенок заболел, то ему, также как и взрослому в таком состоянии хочется тишины и покоя. В этом случае можно снять слуховые аппараты, дать ему лекарство, возможность выспаться, а после сна опять надеть слуховые аппараты. Если ребенок не отказывается носить слуховые аппараты, когда он болеет, снимать слуховые аппараты не надо.

  1. Ребенок снимает слуховые аппараты, потому что его не научили слышать в них звуки. Это характерно для начального периода использования слуховых аппаратов у детей с большой потерей слуха и для детей, которые носят слуховые аппараты нерегулярно.
  2. Ребенок снимает слуховые аппараты в знак протеста. Бывает, что ребенок, который уже постоянно носит слуховые аппараты, начинает их срывать и выбрасывать, хотя аппараты нигде не давят и настроены правильно. Почему? Во-первых, он замечает, что родители быстро бегут к нему, если они слышат свист слухового аппарата. Ребенок понимает, что он может заставить их подойти в любой момент. Он может использовать это как протест. Ребенок вытаскивает слуховые аппараты из ушей, чтобы показать, что он может делать то, что ему хочется. В этих случаях лучше сразу не надевать ему слуховые аппараты.

Что делать? Проходя мимо ребенка, возьмите слуховые аппараты, не обращая внимание на ребенка, и наденьте через 10 мин. Так ребенок поймет, что не может оказывать влияние на вас, сбрасывая слуховые аппараты. Главное не ругайте его в этот момент, не наказывайте. Он только больше начнет швырять аппарат, и может даже сломать. Оставайтесь спокойными, вы же мудрее. Можете показать ему, что огорчились. На многих детей это оказывает большее воздействие, чем гнев.

Обсудите с сурдопедагогом и врачом, почему ваш ребенок может снимать слуховые аппараты. Они помогут вам выяснить причину и решить эту проблему.

Помните, важна каждая минута ношения слуховых аппаратов ребенком, потому что слуховые и речевые центры мозга  развиваются у ребенка,  только когда мозг получает звуковую и речевую информацию.

 



[1] Подробнее об адаптации ребенка к слуховым аппаратам и развитии умения слушать с слуховыми аппаратами можно прочитать в книге Королевой И.В. Помощь детям с нарушением слуха. СПб : КАРО, 2016.

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?