Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

  • Признаки нарушения слуха
  • Причины нарушения слуха
  • Типы нарушений слуха
  • Степень снижения слуха
  • Встречаемость нарушений слуха
  • Диагностика нарушений слуха

Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек воспринимает звуки опасности, ориентируется в пространстве, наслаждается музыкой. И что особенно важно, с помощью слуха он воспринимает речь других людей. Это позволяет человеку общаться с близкими и другими людьми, обучаться, выполнять профессиональные обязанности.

Особое значение слух имеет для развития ребенка, который слушая речь окружающих научается понимать других людей и говорить, усваивает социальные и культурные традиции.  

Уже небольшое снижение слуха затрудняет восприятие речи, особенно в шуме или при общении с несколькими говорящими, по телефону. При потере слуха у человека резко ограничиваются возможности общения, он не может выполнять свои обязанности на работе, оказывается в социальной изоляции.

Снижение слуха у детей вызывает нарушение развития речи, глухой ребенок без слухопротезирования и специальных сурдопедагогических занятий становится немым.

Признаки нарушения слуха

Признаки нарушения слуха у взрослого

  • Человек слышит речь, но часто переспрашивает, пропускает вопрос или отвечает невпопад
  • Человек плохо понимает собеседника в магазине, на улице, дома на фоне работающего телевизора
  • Человек плохо понимает собеседника на расстоянии
  • Человек увеличивает громкость телевизора, когда смотрит
  • Человек стал громко разговаривать

Признаки нарушения слуха у ребенка старшего возраста

  • Ребенок не внимателен, не отвечает вопрос, просьбу или отвечает невпопад
  • Ребенок плохо понимает взрослого в магазине, на улице
  • Ребенок внимательно смотрит на лицо взрослого при общении
  • Ребенок часто переспрашивает
  • Ребенок увеличивает громкость телевизора, когда смотрит
  • Ребенок плохо учится, особые сложности с выполнением диктантов

Признаки нарушения слуха у ребенка младшего возраста

  • Ребенок не просыпается от громких звуков
  • Ребенок не реагирует на тихие звуки в тишине
  • Ребенок не реагирует или непостоянно реагирует на свое имя (после 1,5 лет)
  • Ребенок отстает в развитии речи (не понимает простые просьбы после 12 мес., первые слова появились позднее 1,5 лет, первые предложения – после 2-х лет)
  • Ребенок невнимателен, не выполняет просьбы или выполняет их неправильно
  • Ребенок лучше понимает взрослого, если взрослый сопровождает свою речь обиходными жестами
  • В речи ребенка старше 5-ти лет много аграмматизмов, он пропускает предлоги и слоги в словах, особенно последние, не произносит высокочастотные звуки речи [с], [ц], [x], [ф]

Причины нарушения слуха (краткая информация)

Нарушения слуха делятся на 2 основные группы: врожденные или приобретенные.

  • Врожденные нарушения слуха могут быть следствием генетических нарушений, наследственной патологии, патологии беременности или родов.
  • Приобретенные нарушения слуха возникают вследствие некоторых заболеваний (например, менингит, хронический отит, отосклероз и других), приема ототоксичных антибиотиков, черепно-мозговых травм, баротравм, возрастных изменений органа слуха.

Типы нарушений слуха

Нарушения слуха в основном связаны с повреждениями в наружном, среднем и внутреннем ухе (рис.1).

 

 

           Наружное ухо    Среднее ухо   Внутреннее ухо

 

Рисунок 1. Отделы уха и типы нарушений слуха (Цит. по: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

Кондуктивная тугоухость  

При кондуктивной тугоухости повреждения имеются в наружном (серная пробка) или среднем (воспаление-отит, разрыв барабанной перепонки, отосклероз) ухе. Многие из этих нарушений можно вылечить с помощью медикаментозного или хирургического лечения. У некоторых пациентов сохраняется стойкое снижение слуха, которое можно компенсировать с помощью традиционных или имплантируемых слуховых аппаратов.

Сенсоневральная или нейросенсорная тугоухость

При сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухости происходят повреждение волосковых клеток во внутреннем ухе. Эти повреждения обычно необратимы и возникают в результате менингита, возрастных изменений, травм, действия шума, приема ототоксичных антибиотиков и др.

Хотя сенсоневральную тугоухость нельзя вылечить с помощью лекарств, пациенту рекомендуется проходить регулярно поддерживающую терапию для предотвращения дальнейшего снижения слуха. Возможность слышать у таких пациентов обеспечивается с помощью слуховых аппаратов разной мощности.

Именно при повреждении во внутреннем ухе возникает глухота. Глухому пациенту, которому не помогают даже мощные слуховые аппараты, делают операцию кохлеарной имплантации.  С помощью кохлеарного импланта глухой человек может слышать даже шепот.

Смешанная тугоухость

У части пациентов повреждения имеются и в среднем и во внутреннем ухесмешанная тугоухость.

Таким пациентам может помочь медикаментозное и хирургическое лечение. При стойком снижении слуха может быть рекомендовано слухопротезирование.

Слуховая нейропатия

При слуховой нейропатии нарушения связаны, прежде всего со слуховым нервом. Такие пациенты могут реагировать даже на тихие звуки, но плохо понимают речь, особенно быструю. У детей со слуховой нейропатией речь развивается с задержкой и нарушениями или вообще не развивается без специальных занятий и слухопротезирования.

Невринома слухового нерва

Невринома или опухоль слухового нерва. Доброкачественная опухоль оболочки слухового нерва, разрастание которой приводит к сдавлению слухового нерва и как следствие глухоте. Как правило, такие пациенты нуждаются в хирургическом лечении по удалению опухоли.

Центральные расстройства слуха

Центральные расстройства слуха обусловлены повреждением подкорковых и корковых центров слуховой системы. Эти расстройства могут быть изолированными. Например, они характерны для некоторых пациентов с афазией после инсульта или черепно-мозговой травмы, детей с сенсорной алалией. Но центральные расстройства слуха могут выявляться у пациентов с тугоухостью вследствие повреждения во внутреннем ухе. Это характерно для   пациентов с возрастной тугоухостью, пациентов с потерей слуха после черепно-мозговых травм, нейроинфекций.

Степень снижения слуха

Влияние нарушения слуха на жизнь человека зависит от степени снижения его слуха.

Выделяют 5 степеней снижения слуха - I, II, III, IV степень и глухота.

I степень снижения слуха (слабая)
Человек не способен слышать тихие звуки,  плохо понимает речь в шумной обстановке.

II степень снижения слуха (умеренная)
Человек не способен слышать тихие звуки и звуки средней громкости, плохо понимает речь не только в шуме, но и в тишине, если собеседник говорит не громко.

III степень снижения слуха (умеренно-тяжёлая)
Человек не способен слышать большинство звуков. Понимает только очень громкую речь.

IV степень снижения слуха (тяжёлая)
Человек слышит только очень громкие звуки, общение без использования слухового аппарата практически невозможно.

Глухота

Человек не воспринимает даже крик у уха, воспринимает очень громкие звуки на близком расстояние (дрель, барабан, стук молотка).

 

Человек слышит звуки, которые находятся ниже линии его аудиограммы (рис.2).

 

 

Рисунок 2. Аудиограммы людей с разной степенью снижения слуха (Цит. по: Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: КАРО, 2012).

Встречаемость нарушений слуха

По последним данным снижение слуха встречается у 10 % людей в мире. Большая часть людей имеет небольшое или умеренное снижение слуха.

Снижение слуха встречается у 1% людей в возрасте 20 лет. С возрастом число нарушений слуха удваивается каждые 10 лет. Среди лиц старше 65 лет нарушениями слуха страдают 24% населения.

У 1 из 1000 новорожденных выявляется тяжелая тугоухость. Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии (недоношенные дети, дети с высоким уровнем билирубина и другими патологиями), нарушения слуха обнаруживается у 20-30 детей на 1000. У 1-3 детей из 1000 нарушения слуха развиваются в течение 1-2 лет жизни.

10% детей дошкольного и школьного возраста имеют центральные расстройства слуха, которые проявляются в нарушениях слухового внимания, слуховой памяти и др., что приводит к нарушениям речевого развития, трудностям овладения школьной программой.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, КАК МОЖНО РАНЬШЕ ВЫЯВИТЬ НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ПАЦИЕНТА, ОСОБЕННО У РЕБЕНКА, ЧТОБЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПОМОЧЬ ЕМУ

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?