Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛЫШАТЬ   В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА

 

В первые 2 недели после подключения процессора кохлеарного импланта у ребенка необходимо:

  • правильно настроить процессор импланта (у ребенка не должно быть дискомфортных реакций на громкие звуки, и он должен слышать тихие звуки);
  • вызвать у ребенка интерес к звукам, желание действовать с разными предметами, издавая разные звуки;
  • вызвать у ребенка интерес к звучанию своего голоса, желание произносить разные звуки.

 

Это поможет ребенку учиться слышать и говорить не только на занятии с сурдопедагогом, но в течение всего дня, а, значит, он будет учиться понимать и говорить быстрее!  Поэтому важно, чтобы вы также научились помогать своему ребенку при выполнении обычных совместных дел и игр. 

  1. Будите ребенка как слышащего ребенка. Для этого включите процессор импланта на самый тихий режим, приложите передатчик к голове спящего ребенка и позовите ребенка по имени несколько раз. Если он открыл глаза, то улыбнитесь, повторите его имя, указывая на ребенка, а затем скажите «мама» и покажите на себя. Если ребенок не проснулся, погладьте его, продолжая звать по имени, а когда он откроет глаза, то улыбнитесь и повторите его имя, указывая на ребенка, а затем скажите «мама» и покажите на себя.
  2. Надев процессор кохлеарного импланта ребенку на ухо, произнесите несколько раз «па-па-па», привлекая внимание ребенка к вашему лицу и его уху («Ты слышишь? Да, молодец!»). Стимулируйте ребенка повторить «па-па-па». Это поможет ему быстрее осознать, что он слышит с кохлеарным имплантом, услышать свой голос, будет стимулировать его произносить звуки.
  3. Через 5–10 мин. увеличьте усиление процессора импланта. Если у ребенка нет неприятных ощущений от громких звуков (громко позвените ложкой в чашке, похлопайте в ладоши), то можно еще увеличить громкость. Если он испугался, заморгал, вздрогнул, усиление пока следует уменьшить.
  4. В первую неделю надо постепенно увеличивать усиление в течение дня, чтобы ребенок привыкал к новым звукам. Но важно избегать появления у ребенка дискомфортных ощущений на громкие звуки. На занятиях устанавливайте максимальное усиление (при этом у ребенка не должно быть неприятных реакций на громкие звуки), в шумных помещениях уменьшите усиление.
  5. После установки стабильных параметров настройки процессора импланта сурдолог-аудиолог сообщает, какую программу предпочтительно использовать (в СПб НИИ ЛОР у процессоров Опус 2, Sonnet обычно это программа 2). Дети старшего возраста и взрослые самостоятельно выбирают предпочитаемую программу.
  6. Ребенку легче всего научиться обнаруживать наличие или отсутствие звука. Поэтому для развития слушания сначала больше подходят звуки, которые можно самим «включить/выключить». Например, постучать по столу, включить/выключить воду, не сильно позвенеть ложкой в стакане, покашлять, произнести «па-па-па» и др.
  7. Произнося «па-па-па», покажите ребенку, что он не слышит, когда вы отводите передатчик-магнит от его головы. Это очень нравится детям и помогает им быстрее осознать звуки и их связь с кохлеарным имплантом.
  8. Негромко постучите по столу несколько раз, привлекая внимание ребенка к движению, покажите ему на свое ухо, скажите: «Я слышу! Во!». Побудите его постучать по столу, послушайте вместе с ним, показывая на свое ухо: «Здорово! Я слышу!». То же проделайте с другими звуками — поскребите по столу, пошуршите полиэтиленовым пакетом, покашляйте, почмокайте, погремите ключами и т. п. Многие дети слышат эти звуки уже в первые дни использования кохлеарного импланта. Покажите мимикой, жестами и словами, как интересно слушать разные звуки.
  9. Все время экспериментируйте вместе с ребенком с разными звуками, помня, что первое время он должен услышать звук несколько раз, чтобы осознать его. Сначала надо также предварительно привлекать его зрительное внимание к звуку. Постепенно, по мере настройки процессора кохлеарного импланта и накопления у ребенка опыта слушания, он будет реагировать на все большее число разных звуков.
  10. В осознании ребенком звуков и накоплении им слухового опыта поможет  альбом, где вы вместе с ним будете рисовать предметы, которые издают эти звуки (или наклеивать картинки, фотографии) и подписывать короткими предложениями («Колокольчик звенит» «Машина гудит», «Девочка плачет»). Там есть странички «Я слышу!» и «Я узнаю эти звуки!». Вы используете этот альбом на занятиях педагогом и дома, называя предметы, звуки, действия. Это помогает ребенку запоминать эти звуки и соответствующие слова.
  11. В занятиях по развитию слуха и речи с кохлеарным имплантом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в альбом со страничками «Я слышу!» и «Я узнаю эти звуки!» (они после подключения кохлеарного импланта быстро расширяются) полезно вставить странички про семью, самого ребенка, любимого домашнего животного, про день рождения ребенка, Новый год, о любимом занятии ребенка. Эти странички должны включать картинки с короткими предложениями. Для малышей полезна страничка с картинками животных подписанными названиями и звукоподражаниями (Собака лает: «Ав-ав»). Альбом родители вместе с ребенком готовят дома, обсуждая все странички. Этот альбом надо привезти на реабилитацию, знакомые события и картинки помогают ребенку с кохлеарным имплантом быстрее научиться узнавать звуки и слова.
  12. Если ребенок слышит два звука, поиграйте в игру «Что это было?». При этом ребенок должен узнать, какой звук вы издали — пошуршали бумагой или почмокали, постучали по стеклу или похлопали в ладоши. Дети быстрее научаются узнавать окружающие звуки с кохлеарным имплантом, и это умение стимулирует их экспериментировать со звуками — скрести, звенеть ключами, включать/выключать воду, спускать воду в унитазе и т. д.
  13. Очень важно научить ребенка откликаться на свое имя. Чтобы это сделать, зовите его несколько раз, пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др. Если он не повернулся, подойдите к нему, повторяя его имя, пока он не увидел ваше лицо. Обратите его внимание на свои губы: «Вова! Вова! Ты слышишь (показывая на ухо)? Молодец!» Скажите несколько раз, показывая рукой на него: «Вова» (имя ребенка) — и на себя: «Мама». После этого обязательно сделайте с ним что-то вместе. Мы зовем ребенка не просто так, а для чего-то! Если вы делает это каждый раз, то ребенок запомнит свое имя и слово «мама» слухо-зрительно и на слух! Старайтесь звать ребенка, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает звуки в шуме.
  14. Для развития у ребенка реакций на звуки отлично подходит мобильный телефон — его можно спрятать и поискать по звуку, с ним можно послушать разные мелодии, потанцевать под ритм мелодий. Если в комнате несколько детей, можно устроить соревнование «Кто найдет телефон быстрее», а когда дети научатся узнавать две мелодии, играть в игру «Чей телефон зазвонил — мамин или тетин?».
  15. Говоря что-то ребенку, повторите это слово или фразу три раза. В первый раз ребенок просто слышит какой-то звук, но не успевает его проанализировать. Но он станет внимательнее слушать и после повторения уже может запомнить слово. Если он не взял нужный предмет, не выполнил действие после повторения, скажите слово/фразу еще раз, сопровождая ее жестом, чтобы облегчить ребенку понимание слова/фразы. Старайтесь меньше использовать жесты при общении с ребенком.  Используйте жест только после того, как вы два раза назвали слово/фразу.
  16. Комментируйте все, что делает и на что смотрит ребенок, что делаете вы вместе с ним.
  17. При общении с малышом всегда оставляйте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если он пока не говорит.
  18. Побуждайте ребенка произносить за вами любые звуки, двигать язычком, губами.  Играйте с ним в игры-дразнилки, строя рожицы перед зеркалом, облизывайте ложки, чмокайте -  это помогает развивать ребенку подвижность, переключаемость и произвольный контроль органов артикуляции, управление голосом.
  19. Если ребенок старше 2 лет и еще не произносит звуков, стимулируйте его это делать, положив руку малыша на свое горло, когда вы говорите. Ребенок почувствует при этом вибрацию. Затем вторую руку ребенка положите на его горло, чтобы он попытался произнести что-либо, контролируя свои ощущения с помощью руки. Похвалите и порадуйтесь вместе с ним за попытку произнести что-то голосом. Если он молчит, покажите на свое ухо и огорчитесь: «Я не слышу тебя. А-а-а, не слышу». Произнося звук, ребенок слышит себя, и у него возрастает голосовая активность — интонированный крик, лепет. Он начинает «играть» голосом, развивая голос и артикуляторные движения.
  20. Ребенку, который умеет читать, можно написать слово или фразу, которые он не узнал на слух. Надо дать ему прочесть их, а потом несколько раз повторить, не глядя на бумагу. Это помогает ему запомнить звучание слова/фразы, а также постепенно улучшает его произношение.

Подробнее о развитии слуха  и речи у ребенка после кохлеарной имплантации можно прочесть в книгах:

Королева И.В. Учусь слушать и говорить. Комплект пособий.  - СПб.: КАРО, 2018.

Королева И.В. «Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста». СПб: КАРО, 2017. 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?